Секрет «Арматы». Российские супертанки против НАТО

0
06.10.2018
51 просмотров
Теги:

Секрет «Арматы». Российские супертанки против НАТО

Ликбез о потребностях
Летом 2018 года ценителям и любителям российской бронетехники пришлось изрядно поволноваться. Бывший заместитель министра обороны России, а ныне вице-премьер правительства и куратор оборонно-промышленного комплекса Юрий Борисов заявил, что Вооружённые силы России не стремятся массово закупать танки «Армата» из-за их дороговизны, предпочитая повышать боевой потенциал имеющейся военной техники за счёт её модернизации. Однако эксперты-паникёры услышали только первую часть большого объяснения ситуации с танками Т-14. Вторая часть расставила всё по местам — да, танки и бронетехника на платформе «Армата» дороги, однако на перспективных сухопутных войсках никто экономить не будет.
В пользу этой догадки говорит и тот факт, что «Армата» по-прежнему остаётся сугубо внутренним проектом, секретность вокруг которого до сих пор на беспрецедентном уровне. Разговоров о масштабной закупке на стадии опытной эксплуатации боевых машин этого типа пока и быть не может. Замминистра обороны РФ Алексей Криворучко подтвердил, что в рамках первого контракта с Минобороны корпорация «Уралвагонзавод» поставит военным 132 машины. При этом прозвучавшая ранее цифра в 2300 машин может быть скорректирована как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. По своим характеристикам Т-14 и боевые машины на платформе «Армата» значительно превосходят «старичков» Т-72Б и относительно «свежие» версии танков Т-90. В переводе с военно-технического на обычный русский язык это значит, что для выполнения типовых боевых задач вроде прорыва обороны или поддержки пехоты огнём может потребоваться значительно меньше танков, чем обычно.
Опыт, оплаченный временем
Однако задолго до создания танков Т-14 в России уже был практически готов к серийному производству другой перспективный боевой танк. Этот танк получил индекс «Объект-195» (Т-95) — о возможностях этой боевой машины Life подробно писал в материале «Зверь с артиллерийской пушкой. Как Россия построила супертанк для войны с НАТО». Уникальная машина могла появиться в войсках за 10 лет до официальной демонстрации «Арматы». Бывший начальник ГАБТУ Сергей Маев неоднократно отмечал, что к 2005 году планировалось завершить ключевые испытания машины и принять её на вооружение. Установочная партия должна была составить те же 100–300 машин, что вполне было по силам и Минобороны, и производителю.
Маев неоднократно отмечал, что по конструкции системы управления огнём, бронированию и другим характеристикам «Объект-195», созданный в рамках ОКР «Совершенствование-88», опережал все существующие наработки в области танкостроения на 15 лет. Сложно сказать однозначно, почему на уже практически готовой к серийному производству машине поставили крест, но к практической реализации проекта российские танкостроители так и не приступили. Сказалась и высокая стоимость машины, и её невероятная сложность — экипаж машины перед первыми практическими выездами нужно было бы готовить несколько месяцев. Похожие трудности пришлось пережить и создателям «Арматы» — нельзя просто так взять и поставить заказчику абсолютно готовый танк третьего послевоенного поколения и без проблем получить многомиллиардный заказ на его серийное производство.
Логика серийного производства
Перспективная техника никогда не бывает дешёвой. Это аксиома, нарушить или обойти которую не удалось ещё никому — ни американским, ни европейским, ни российским производителям. Танки на платформе «Армата» не стали исключением, однако ещё в 2015 году генеральный директор УВЗ Олег Сиенко заявил, что при нормальном уровне технической подготовки и соблюдении других особенностей серийного производства стоимость перспективной боевой машины составит не более 250 миллионов рублей, что в пересчёте на доллары США даже с учётом вероятного удорожания бронетехники на 10–20 процентов всё равно дешевле, чем американские танки M1, немецкие Leopard и любые боевые машины, так или иначе претендующие на статус участника международного оружейного тендера.
Стоит отметить, что зарубежные производители, как бы странно это ни звучало, абсолютно новый танк себе позволить не могут. Европейский консорциум KNDS Group (Nexter и Krauss-Maffei Wegmann) пока не исполнил собственного обещания. Вместо принципиально новой боевой машины совместными усилиями удалось разработать и представить лишь макет EMBТ, который называют танком-полукровкой за ходовую от Leopard и башню от Leclerc. Буксуют с разработкой и американцы — вместо полноценной боевой машины на замену танков М1 с периодичностью примерно два раза в год демонстрируются тизеры перспективных БМП с непонятными для большинства специалистов типами компоновки и вооружением, которое может спасовать даже в локальных конфликтах.
Кто заплатит за «Армату»?
Как ни странно, ответ на этот вопрос лежит на поверхности. Реализация серийного производства танков Т-14 и БМП Т-15 будет оплачиваться с двух направлений. С одной стороны — бюджет Минобороны и уже сформированный план по переоснащению сухопутных войск, с другой — экспортные продажи. Последнее направление, к слову, называют наиболее перспективным. В начале октября 2018 года стало известно, что Индия в скором времени может объявить о начале масштабного переоснащения собственных сухопутных войск. Уже известно, что потребности вооружённых сил страны в перспективных боевых машинах оцениваются почти в две тысячи единиц. Главная сенсация этой новости состоит в том, что одним из наиболее вероятных претендентов на победу в этом конкурсе называют российский танк Т-14.
Если производитель танков Т-14 совместно с Минобороны и ФСВТС подготовит экспортную версию российской перспективной бронемашины, отечественное танкостроение ждёт один из самых крупных и выгодных контрактов.При должном уровне подготовки есть большой шанс, что Т-14 в пух и прах разнесёт рекорд другого бестселлера — танка Т-90, которых только в Индии больше тысячи единиц. Если Минобороны сочтёт «Армату» продуктом для внутреннего потребления, ничего страшного в этом нет — модернизация Т-72Б3 до уровня беспилотных боевых машин, глобальное обновление Т-90 и множество других программ, разработанных совместно с промышленностью, помогут почти безболезненно к середине 20-х годов насытить Вооружённые силы России современными боевыми машинами в необходимом количестве.
На вопрос о том, нужна ли перспективная бронетехника на платформе «Армата», уже давно дан ответ — нужна, причём очень. Небольшая задержка серийного производства связана с нормальным, вполне естественным желанием государства сэкономить там, где это возможно — ключевые задачи пока способны решать модификации танков Т-72Б и Т-90.Зарубежные конкуренты уже начинают «выдыхаться» — ещё через три года (максимум пять лет) запас по модернизации американских и европейских танков будет исчерпан. В этот момент, согласно оценкам, «Армата» и выйдет на международную танковую сцену.Источник материала

0

Комментариев нет

Присоединиться к разговору

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также
В Солнечногорском районе Подмосковья произошло дорожно-транспортное происшествие: столкнулись легковой автомобиль и пассажирский автобус, в результате
Воспитанники секции армейского рукопашного боя стадиона МАУ «ГС «Авангард» приняли участие в Кубке Московской области
В рамках усиления контроля за таксомоторными компаниями, совершившими ДТП, министерством транспорта и дорожной инфраструктуры Подмосковья
Басманный суд Москвы арестовал экс-заместителя министра транспорта Крыма Валентина Дукорского и бывшего первого зампреда комитета
В сборной России по бобслею очередной скандал. На этот раз не допинговый. Единственную российскую медалистку
Ещё недавно геймер Дуглас Мартин решил, что игры для него важнее девушки, даже несмотря на
В подмосковном Подольске на Старосимферопольском шоссе произошло дорожно-транспортное происшествие: столкнулись легковой автомобиль и микроавтобус, в
Большой куш сорвал Сауль Альварес, который в сентябре победил казахстанского боксёра Геннадия Головкина. Гонорары за